Обязанности машиниста тепловоза

Управлять локомотивом, не имея на то инструкций нельзя. Что же прописано в должностных инструкциях машиниста тепловоза в РЖД? Давайте узнаем!

Конечно же, должность машиниста локомотива могут занимать только люди, которые обладают документами, предоставляющие им право вождения локомотивов определенного типа и разрешение на управление электровозом или тепловозом на установленном участке железной дороги.

Претенденту на должность необходимо преодолеть медицинскую комиссию и профессиональный отбор.

Основные обязанности машиниста тепловоза

К основным обязанностям машиниста тепловоза относят хорошее знание и непосредственное выполнение должностных инструкций машиниста локомотива РЖД, указаний по передвижению тепловозов, ряд документов по технике безопасности при использовании и ремонте локомотивов, регулярное совершенствование личных профессиональных знаний.

Также работник обязан своевременно подтверждать свою квалификацию в специальной комиссии:

  • машинисты, обладающие первой классностью – один раз в пять лет;
  • машинисты, обладающие второй классностью - один раз в четыре года;
  • машинисты, обладающие третьей классностью – один раз в три года.

По должностной инструкции машинист локомотива в трудовые часы должен обладать удостоверением, подтверждающим возможность управления тепловозом.

Кроме того, ему необходимо иметь документ с квалификационным классом, допуск к работе на электрических установках, служебный и технический формуляр, а также информацию о допущенных скоростях на данном участке железной дороги.

К непосредственным обязанностям машиниста тепловоза относится четкое исполнение установок дежурных по депо, инструкторов – машинистов.

Должностная инструкция машиниста локомотива РЖД

Российские железные дороги – это разветвленная по всей стране сеть, которая не может существовать без правил и инструкций. Все, что подчиняется РЖД, подчиняется правилам. Конечно же, это не обошло стороной и машинистов.

Должностная инструкция машиниста тепловоза при управлении поездом включает следующие пункты:

  • являться на рабочее место в соответствии с рабочим графиком или по вызову дежурного локомотива;
  • при наличии обстоятельств, мешающих явке на работу к установленному времени, необходимо не позже, чем за 3 часа, заявить об этом дежурному локомотива;
  • проходить перед каждым рейсом медицинскую комиссию;
  • проходить медицинскую проверку в местах оборота или после поездки, если такой распорядок определен железной дорогой;
  • безоговорочное следование инструкциям и нормативам, способствующих безопасному движению;
  • точно следовать расписанию движения тепловозов;
  • тщательно следить, за отсутствием превышения нормы длины и массы локомотивов;
  • контролировать, чтобы не было преград на дороге, следить за сигналами семафоров и разнообразных указателей;
  • следовать скоростному режиму соответственно требованиям семафоров и предупреждений;
  • если машинист осуществляет передвижение по станции или регулируемому переезду, то ему необходимо дать сигнал встречающим рабочим, а также наблюдать за незанятостью дороги. При возникновении преграды необходимо остановить тепловоз;
    • при наличии неисправности подвижного состава, контактной сети срочно сообщить дежурному ближайшей станции и поезда.
    • если машинист ведёт поезд при непогоде, мешающей надзору знаков и сигналов,  то машинисту необходимо уменьшить установленную скорость для поддержания безопасного движения локомотива;
    • обеспечение надзора за работой приборов и устройств безопасности, связи, состоянием специальных средств для тушения пожаров;
    • не покидать кабину поезда при движении на воспрещающий сигнал семафора или при других происшествиях, которые регламентирует  инструкция;
    • машинисту необходимо регистрировать потребление горючего, содержать в исправности устройства;
    • при обнаружении неполадки произвести запись в Журнале формы ТУ-152.

Помимо обязанностей, машинист тепловоза имеет право:

  • использовать необходимую документацию, существующую в локомотивном депо, по поводу вопросов, касающихся его обязанностей;
  • не исполнять приказы руководящих и прочих должностных субъектов локомотивного депо, если оно расходиться с нормативными актами, с дальнейшей отметкой в книге замечаний машиниста локомотива и письменным рапортом руководителю локомотивного депо.
  • при возникновении неисправности тепловоза и необходимой остановки тепловоза на перегоне или станции прибегать за помощью к работникам других служб для скорейшего возобновления движения;
  • выполнять запись нарушений, выявленных в работе помощника машиниста тепловоза своей локомотивной бригады, в особый формуляр;
  • обращаться к должностным лицам РЖД с предложениями по усовершенствованию работы.

По завершению работы участники бригады локомотива сдают дежурному депо маршрутные листы, скоростемеры на лентах, предупреждения и другие бланки, а также специальный инвентарь и инструменты. Все примечания по неполадкам записываются в специальный журнал.

Это лишь некоторые из основных обязанностей, которые предусматривает должностная инструкция машиниста тепловоза РЖД. Полный ее перечень будет зависеть от участка, на котором трудится машинист, от железной дороги, к которой он относится, от состава, которым он управляет и даже от сезона.

Неукоснительное соблюдение должностных инструкций машиниста локомотива – залог безопасности управления составом.