Современные требования к педагогу

У каждого родителя и учащегося свои требования к педагогу, но они часто далеки от стандартов профессии. Какие требования к преподавателям предъявляются учебными заведениями? Узнаем!

Абитуриент хотел бы видеть в качестве педагога – хорошего человека, владеющего теоретическими и практическими знаниями, родители первоклашек ждут от учителя чуткости и заботы.

А вот у учебных заведений – свои требования к преподавателям колледжей, школ и институтов.

Основные требования к преподавателям

На территории Российской Федерации они определены Профессиональным стандартом педагога. Это законодательный документ, который был разработан еще в 2013 году и периодически пересматривается.

Документ отвечает за современные требования к педагогам, указывает на правила их работы, определяет форму должностных инструкций, организацию обучения и аттестации педагогических работников, квалификационный уровень учителя и на многие другие аспекты профессии преподавателя.

Если говорить проще, то это документ, в котором указано все, что связано с допустимым и обязательным в педагогической деятельности. Он не является должностной инструкцией, но именно на основе профессионального стандарта, такие инструкции и пишутся.

На его основе определяются требования к преподавателю колледжа, техникума, школы, вуза. В соответствии с ним ведется и обучение будущих специалистов в учебных заведениях.

Современные требования к педагогу

Какие же современные требования к педагогу предъявляются в Профессиональном стандарте? Что этот документ говорит о работе в профессии сегодня, что нужно знать, делать и как себя вести педагогическим работникам?

Согласно профстандарту, основные требования к преподавателю поделены на 3 сферы. Первая имеет отношение к уровню образования, вторая отвечает за воспитательную функцию, а третья указывает на развитие учащихся - обучение, воспитание и развитие.

Профстандарт регламентирует всю специфику работы, поэтому содержит большое количество актов, указаний и инструкций. Вот лишь некоторые, наиболее важные пункты каждой из трех сфер.

Современные требования к педагогу по обучению

Педагогический работник должен иметь безукоризненные знания своего предмета и использовать новейшие технологии и передовые образовательные методики в своей работе. Рассмотрим современные требования к педагогу в сфере «Обучение» подробнее.
Педагогический работник обязан:

  • Иметь документ о высшем образовании. Для педагогов, которые работают в учебных учреждениях со средним специальным образованием, должна быть предоставлена возможность получить высшее образование без отрыва от своей педагогической деятельности.
  • Проявлять и демонстрировать профессиональные знания обучающей программы и предмета.
  • Уметь ставить цели обучения, проводить диагностику уровня подготовленности учащихся, их развития, разрабатывать план учебно-воспитательной деятельности, проводить занятия, анализировать эффективность выбранных методов обучения.
  • Уметь проводить лабораторные работы и эксперименты и т.п.
  • Находить такие подходы к обучению, которые бы смогли привлечь к образовательному процессу разные категории учащихся. Подразумеваются здесь учащиеся одаренные, со специальными потребностями в образовании, с ограниченными возможностями, недостаточно владеющие русским языком (иммигранты).
  • Объективно оценивать достижения и умения учащихся. Осуществлять контроль знаний учащихся, используя разные способы.
  • Использовать ИКТ (информационно-коммуникативные) технологии в образовании.

Требования к преподавателям в сфере воспитания

Преподаватель должен являться примером положительных качеств духовно-нравственного человека и воспитывать те же качества в учащихся.

В воспитательном аспекте педагог обязан:

  • Знать методики воспитательной работы. Использовать их на занятии и во внеклассной деятельности.
  • Уметь организовать экскурсию, поход или экспедицию.
  • Уметь влиять на поведение учеников для обеспечения безопасности в учебное время.
  • Вовлекать учащихся в учебную деятельность. Мотивировать и находить индивидуальный подход, независимо от индивидуальных особенностей учеников. 
  • Контролировать соблюдение внутренних правил, установленных Уставом образовательного учреждения.

Основные требования к преподавателю в сфере развития

Педагог обязан дать учащемуся толчок к саморазвитию, показать пользу от самообразования, зажечь его жаждой к познанию и новым открытиям.

Преподаватель обязан:

  • Выявлять личностные и поведенческие проблемы у учащихся.
  • Наблюдать с помощью методов диагностики за динамикой развития ребенка.
  • Взаимодействовать с медиком, психологом и другими специалистами учебной организации.
  • Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями индивидуальные развивающие программы.
  • Развивать у учащихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
  • Формировать культуру здорового образа жизни, гражданскую позицию.

Требования к преподавателю колледжа

В Профстандарте очень четко разделены трудовые функции от педагога, занимающего должность воспитателя в дошкольном учреждении, до учителя среднего звена.

Требования к преподавателю колледжа, например, в соответствии с этим законодательным актом, будут в той или иной степени отличаться от требований к учителю начальных классов. Но в целом, можно сказать, что в своей основе они также ориентированы на обучение, развитие и воспитание учащихся.