У каждого родителя и учащегося свои требования к педагогу, но они часто далеки от стандартов профессии. Какие требования к преподавателям предъявляются учебными заведениями? Узнаем!
Абитуриент хотел бы видеть в качестве педагога – хорошего человека, владеющего теоретическими и практическими знаниями, родители первоклашек ждут от учителя чуткости и заботы.
А вот у учебных заведений – свои требования к преподавателям колледжей, школ и институтов.
Основные требования к преподавателям
На территории Российской Федерации они определены Профессиональным стандартом педагога. Это законодательный документ, который был разработан еще в 2013 году и периодически пересматривается.
Документ отвечает за современные требования к педагогам, указывает на правила их работы, определяет форму должностных инструкций, организацию обучения и аттестации педагогических работников, квалификационный уровень учителя и на многие другие аспекты профессии преподавателя.
Если говорить проще, то это документ, в котором указано все, что связано с допустимым и обязательным в педагогической деятельности. Он не является должностной инструкцией, но именно на основе профессионального стандарта, такие инструкции и пишутся.
На его основе определяются требования к преподавателю колледжа, техникума, школы, вуза. В соответствии с ним ведется и обучение будущих специалистов в учебных заведениях.
Современные требования к педагогу
Какие же современные требования к педагогу предъявляются в Профессиональном стандарте? Что этот документ говорит о работе в профессии сегодня, что нужно знать, делать и как себя вести педагогическим работникам?
Согласно профстандарту, основные требования к преподавателю поделены на 3 сферы. Первая имеет отношение к уровню образования, вторая отвечает за воспитательную функцию, а третья указывает на развитие учащихся - обучение, воспитание и развитие.
Профстандарт регламентирует всю специфику работы, поэтому содержит большое количество актов, указаний и инструкций. Вот лишь некоторые, наиболее важные пункты каждой из трех сфер.
Современные требования к педагогу по обучению
Педагогический работник должен иметь безукоризненные знания своего предмета и использовать новейшие технологии и передовые образовательные методики в своей работе. Рассмотрим современные требования к педагогу в сфере «Обучение» подробнее.
Педагогический работник обязан:
- Иметь документ о высшем образовании. Для педагогов, которые работают в учебных учреждениях со средним специальным образованием, должна быть предоставлена возможность получить высшее образование без отрыва от своей педагогической деятельности.
- Проявлять и демонстрировать профессиональные знания обучающей программы и предмета.
- Уметь ставить цели обучения, проводить диагностику уровня подготовленности учащихся, их развития, разрабатывать план учебно-воспитательной деятельности, проводить занятия, анализировать эффективность выбранных методов обучения.
- Уметь проводить лабораторные работы и эксперименты и т.п.
- Находить такие подходы к обучению, которые бы смогли привлечь к образовательному процессу разные категории учащихся. Подразумеваются здесь учащиеся одаренные, со специальными потребностями в образовании, с ограниченными возможностями, недостаточно владеющие русским языком (иммигранты).
- Объективно оценивать достижения и умения учащихся. Осуществлять контроль знаний учащихся, используя разные способы.
- Использовать ИКТ (информационно-коммуникативные) технологии в образовании.
Требования к преподавателям в сфере воспитания
Преподаватель должен являться примером положительных качеств духовно-нравственного человека и воспитывать те же качества в учащихся.
В воспитательном аспекте педагог обязан:
- Знать методики воспитательной работы. Использовать их на занятии и во внеклассной деятельности.
- Уметь организовать экскурсию, поход или экспедицию.
- Уметь влиять на поведение учеников для обеспечения безопасности в учебное время.
- Вовлекать учащихся в учебную деятельность. Мотивировать и находить индивидуальный подход, независимо от индивидуальных особенностей учеников.
- Контролировать соблюдение внутренних правил, установленных Уставом образовательного учреждения.
Основные требования к преподавателю в сфере развития
Педагог обязан дать учащемуся толчок к саморазвитию, показать пользу от самообразования, зажечь его жаждой к познанию и новым открытиям.
Преподаватель обязан:
- Выявлять личностные и поведенческие проблемы у учащихся.
- Наблюдать с помощью методов диагностики за динамикой развития ребенка.
- Взаимодействовать с медиком, психологом и другими специалистами учебной организации.
- Разрабатывать и реализовывать совместно с родителями индивидуальные развивающие программы.
- Развивать у учащихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
- Формировать культуру здорового образа жизни, гражданскую позицию.
Требования к преподавателю колледжа
В Профстандарте очень четко разделены трудовые функции от педагога, занимающего должность воспитателя в дошкольном учреждении, до учителя среднего звена.
Требования к преподавателю колледжа, например, в соответствии с этим законодательным актом, будут в той или иной степени отличаться от требований к учителю начальных классов. Но в целом, можно сказать, что в своей основе они также ориентированы на обучение, развитие и воспитание учащихся.