Современная железная дорога – это не только поезда и шпалы, но и обслуживающие ее люди. Не обходится она и без прошедших обучение на машиниста железнодорожного крана специалистов.
Железнодорожный кран – технологический механизм, который работает и выполняет те же функции, что и обычные автомобильные, мостовые или башенные краны. Даже обучение на машиниста железнодорожного крана и обязанности к этому типу кранов такие же, как и для всех других за малым исключением. Только этот вид кранов перемещается по железнодорожным путям и выполняет задачи, которые непосредственно находятся рядом с ним.
Чаще всего, такие краны создаются на специальной поверхности, которая перемещается по рельсам, и делятся на четыре типа: Л – легкие, С – средние, Т – тяжелые и СВТ – сверхтяжелые. Они высокопродуктивны и могут подымать огромные грузы. Современные железнодорожные грузоподъемные механизмы могут подымать груз от 20-ти до 30-ти тонн. И это только легкие краны, а тяжелые могут подымать от 80-ти до 250-ти тонн. Конечно же, доверить такую работу просто так невозможно. Каждый специалист проходит обучение на машиниста железнодорожного крана, получает разряд и удостоверение.
Первые наши отечественные железнодорожные краны появились в 30 –х годах прошлого столетия. Строились они на Кировском машиностроительном заводе и имели грузоподъемность до 6-ти тонн. Всего было выпущено 3000 кранов. В следующие годы шла модернизация этих кранов, а также попутно строились более мощные механизмы, например, с 50-х годов начали выпускать краны 15-тонники и через 5-7 лет уже выпускали 25-тонники. Техника усложнялась, усложнялась и программа обучения машинистов железнодорожных кранов.
Обучение на оператора железнодорожного крана
В наше время ни один железнодорожный вокзал и не одна железнодорожная станция или развязка не обходится без своего крана. Также нельзя обойтись без специалиста, который может управлять подобным механизмом.
Оператор железнодорожного крана – очень необходимая и востребованная профессия. В современном мире все больше растет популярность железнодорожных перевозок как пассажирских, так и товарных. И как же без помощи крана можно погрузить на рельсовую платформу многотонный груз? Ведь времена древних египтян давно прошли и уже никто по бревнам камни таскать не будет. Вот поэтому необходим сам кран и специалист, который может им умело управлять.
Где обучают на машиниста железнодорожного крана?
Обучиться на машиниста железнодорожного крана можно в специализированных учебных центрах и на курсах. Обучающая программа данных курсов должна быть согласована с Ростехнадзором.
Также практикуется не только стационарное обучение на машиниста железнодорожного крана при центрах, но преподаватели могут выезжать на предприятия заказчиков, для проведения занятий прямо на месте работы будущих машинистов. И изредка практикуется удаленное, через интернет, обучение, что малопродуктивно и малоэффективно.
Самому главному, чему обучается будущий машинист, это технике безопасности при работе. Не менее важно научиться вести безопасные работы при обслуживании крана. На курсах новичок узнает о металлических конструкциях устройства крана и его механике. Детально разбираются все приспособления крана.
Также при подготовке изучаются специальные знаковые и звуковые сигналы, которые применяются при передвижении грузовых материалов железнодорожными устройствами. Кандидата учат следить за погрузочными канатами и вовремя выявлять их дефект.
Сколько учиться?
Время обучения на машиниста железнодорожного крана составляет более 700 часов, из которых 500 часов отдано под практику и только 200 – на теорию. На практике учатся различным методам подъема, опускания, передвижения грузов, а также транспортирования с одного места на другой.
Обучение машинистов железнодорожного крана проводится профессиональными специалистами, которые имеют высокий разряд по данной специальности и существенный рабочий стаж. Новичкам работу преподавателями не доверят. А значит, учащийся может рассчитывать на качественную подготовку.
По результатам обучения машинист железнодорожного крана обязан уметь определять массу и размер основного грузового материала, направление и скорость воздушного потока, а для этого необходимо обладать хорошей памятью и отличным глазомером. Профессиональный специалист должен уметь распределить и вести контроль над движениями нескольких предметов в одно и то же время. После завершения всех задач, оператор крана переводит стрелу, в обязательное по инструкции, положение и глушит механизм.
После того, как основной курс и практика подойдут к концу, ученик проходит экзаменационную аттестацию перед высококвалифицированной комиссией, в которой обязательно находится инспектор Ростехнадзора. Если аттестация прошла успешно, то новому машинисту железнодорожного крана выдают удостоверение, в котором обозначен тип и тоннаж разрешенного к управлению крана, а также разряд, чаще всего начальный 4-й. Также к «корочке» добавляют протокол комиссии о ходе аттестации. Повторное обучение специалисты проходят, как минимум один раз в пять лет.
Средняя зарплата оператора железнодорожного крана в России находится на уровне 20-30 тысяч рублей. Самая большая оплата труда такого специалиста зафиксирована в Екатеринбурге на уровне 47 тысяч рублей, а самая малая – в Омске, на уровне 12 тысяч.