Должностные обязанности педагога-психолога в школе

Педагоги-психологи работают в учебных заведениях разного уровня, а чем занимается педагог-психолог в школе, какие у него должностные обязанности? Давайте узнаем!

Когда родители слышат об этой профессии, то в первую очередь, они думают именно о работе педагога-психолога в школе.

И пусть это не совсем верно, специалисты работают в колледжах, детских садах и институтах, все же школа – это основное.

Обязанности педагога-психолога в школе

На школьного психолога возложены одни из сложнейших обязанностей среди любых сотрудников любого учебного учреждения.

При этом, работа специалиста зависит от возрастной группы школьников. Должностные обязанности педагога-психолога в школе подразделяются на работу в младших, средних, старших классах, психокоррекционную работу, работу с родителям и педагогами, ведение документации и многое другое.

Обязанности педагога-психолога в школе в младших классах

Чем занимается педагог-психолог в школе, когда процесс социализации только запущен и рассчитан на самую младшую категорию?

Столкнувшись с детьми разного возраста, малыши часто теряются и замыкаются. Кроме того, к началу первого класса «взрослая жизнь» набила оскомину: они еще не знают усидчивости, внимательности и ответственности.

Задача педагога-психолога – обеспечить комфортный переход к важной ступени в жизни ребенка и помочь в его адаптации в стенах школы.

Обязанности педагога-психолога в школе в средних классах

Сбои случаются в 90% случаях, пубертатный период в разгаре, психологическое состояние усугубляют стрессы, вызванные гормонами. Дети сложно идут на контакт, нередко бросают вызов, что сказывается на успеваемости и отношениях в классе.

Случается, что ученик среднего класса застревает в предыдущей стадии и не знает усидчивости и ответственности.

Чем может помочь специалист – очевидно. Должностные обязанности педагога-психолога будут направлены на выявление трудных подростков, активную работу с ними и родителями, оценку причин поведения.

Должностные обязанности педагога-психолога в школе в старших классах

Подростки старших классов - сформированные в большинстве своем личности, работать с которыми очень сложно. Все они ощущают себя состоявшимися людьми, знающими жизнь.

Если младшие школьники в работе психолога как пластилин, который можно мять и придавать форму, то старшие классы – кремень. Одно неосторожное движение – трещина.

Помимо всего прочего, старшие классы – это ЕГЭ, предстоящее поступление и стрессы, которые выдержит далеко не каждый взрослый.

Чем занимается педагог-психолог в этом случае? Как минимум, подбирает ключик к каждому подростку, а как максимум – пытается скорректировать поведение, стать другом и помочь разобраться в том, что кажется сложным.

Чем занимается педагог-психолог в школе?

Психолого-педагогическое изучение школьников – это первое, для чего нужна профессия психолога и педагога в одном лице. Речь идет о различных методах, помогающих разработать индивидуальный подход к развитию и полноценному образованию в масштабах школы, класса и отдельно взятого, конкретного ученика. Здесь идет и работа с классным руководителем и педагогами, и работа внутри каждого класса, и мониторинг каждого ученика.

В должностные обязанности педагога-психолога в школе также входит активное участие в воспитательном процессе. Это своего рода посредничество в цепочке школа – психолог – семья. Здесь задача не только отслеживать, что ребенок впитывает в школе и «несет» домой, но и то, что он привносит из дома.

Психологическая обстановка в семье сказывается как на образовательном процессе, так и на самочувствии ученика в коллективе, в его взаимодействии с другими детьми и учителями. Звоночками послужат неуспеваемость, вызывающее поведение, посещаемость и готовность к уроку. Поскольку в среднем в школе учится около 700 учеников, объём работы колоссальный, и часть информации приходит от социального педагога, учителей, а порой и от самих родителей.

Психокоррекционная работа – как раз то, чем занимается педагог-психолог, в основном, в средних классах. По результатам тестирования либо по информации, полученной от учителей, ведется индивидуальная работа с отдельно взятым учеником.

Существует множество методик, чтобы выявить и устранить проблему, и основная среди них – прямой, проникновенный диалог. Необходимо выявить так называемый корень зла, который мешает успеваемости, здоровой адаптации в коллективе и должной дисциплине. К этой работе обычно подключаются и педагоги, и родители, но только на момент выявления проблемы.

Работа с педагогическим и административным составом школы, консультирование и активное участие в педсоветах, распечатка методических пособий, организация и проведение семинаров – это тоже то, что входит в должностные обязанности педагога-психолога.

К примеру, если учитель придерживается позиции, что его подопечный «отбился от рук» и готов к исключению из школы, задача педагога-психолога аргументировать девиантное поведение ребенка, выявить его причины и не только предложить пути решения, но и сообща заняться вопросом вплотную.

Работа с родителями – это то, чем занимается педагог-психолог в школе на собраниях и консультациях. Если речь идет об асоциальных семьях, то нередко вне школы и при личных встречах. Когда ситуация сложная, то профессия педагога и психолога дополняется работой социального педагога. Иногда ситуации с подростками заканчиваются лишением родительских прав. Ответственность колоссальная.

Ведение документации – неотъемлемая часть обязанностей педагога-психолога в школе. И бумажной работы здесь на порядок больше, нежели в любом другом учебном заведении. Личные карты на каждого (!) ученика, анализ тестирований, планы (год, триместр, месяц, неделя), многочисленные журналы, одним словом – всё как у любого психолога-педагога, но на порядок сложнее благодаря объёму и возрастным категориям учащихся.

В некоторых случаях в обязанности школьного педагога-психолога входит общение и с полицией, и с участковым, и с органами опеки и попечительства, но случаи эти скорее частные. Тем не менее, находясь бок о бок с социальным педагогом, необходимо провести не только оценку психоэмоционального состояния ребенка, но и условия (а скорее – качество) семейного воспитания. Иногда в подобных ситуациях слово педагога-психолога является решающим в судьбе как учащегося, так и его семьи.