Что входит в должностные обязанности педагога-психолога? Об этом нельзя сказать одним словом, но можно попробовать разобраться с основными пунктами. Давайте попробуем.
Оптимально для этого - разобраться в функциональных обязанностях педагогов-психологов, которые они должны выполнять по мнению большинства работодателей.
Но нужно понимать, что на каждый пункт «психолог должен» есть своё двойное дно, сотни подпунктов и подводных камней.
Обязанности к знаниям педагога-психолога
В этой профессии крайне необходимо очень много знать. Все законы, касающиеся педагогической деятельности. Законы, касающиеся прав ребенка. Психологию общую, педагогическую, детскую, возрастную, медицинскую, социальную, а также психосоматику, нейро- и патопсихологию.
Функциональные обязанности педагога-психолога нередко связаны с дефектологией, сексологией и психогигиеной, он должен уметь проводить тренинги и тесты, но главное – должен уметь анализировать полученные результаты и работать с ними.
Приемы коррекции детского аномального развития. Техника разрешения конфликтных ситуаций. И на сладкое: умение работать с бумажками (коих будут сотни и сотни тысяч), компьютером (и оргтехникой вообще), знать пожарную безопасность и уметь оказывать первую помощь. И это не все, что нужно знать человеку, чтобы выполнять должностные обязанности педагога-психолога. Но главное – слушать и слышать ребенка, даже когда он молчит.
А еще педагог-психолог должен знать, чего он делать не может. Например, использовать свою должность в целях любого рода агитаций (будь то политика, религия, расовое или социальное неравенство и прочее). Давать прямые советы (только мягко направлять на возможные пути решения проблемы).
Обязанности педагога-психолога по ведению личных дел
Вести личные дела учащихся – это обязанность. И речь идет о в буквальном смысле личном деле каждого ребенка без исключения. Часто эта обязанность вменяется классным руководителям, но это в корне неверно. В личном деле должно быть всё: каждая справка о состоянии здоровья, вся информация по успеваемости, все результаты тестирований.
По обстоятельствам сюда же вносится информация о существенных инцидентах, случившихся в ходе обучения ребенка. Информация личного дела, само собой, строго конфиденциальна.
Внимательно наблюдать за подопечными – не желание, а обязанность педагога-психолога. Если не считать регулярных тестирований и сообщений от педагогического состава, часто такое наблюдение ведется спустя рукава. Однако с опытом приходит, что детей не так уж много, практически каждое лицо знакомо, держится в голове даже большинство имен.
Не по регламенту, но в обязанности педагога-психолога входит спросить, как дела, почему грустишь, куда делась подружка: завести диалог, установить связь, проявить участие независимо от того, нужно ли это в данный конкретный момент. Ребенок должен понимать, что не только его судьба, но и его настроение в данную секунду кому-то интересно. В трудную минуту он будет знать, кому не всё равно и в какую дверь постучаться.
Проведение групповых занятий, как возможность понять каждого не только один на один, но и в коллективе – обязанность педагога-психолога, которой нередко пренебрегают. Это могут быть и тренинги, и тестирования, и просто беседа на отстраненную тему. Чаще всего целью является оценка микроклимата в классе и дальнейшее устранение шероховатостей. Выделение лидеров и изгоев. Аккуратный выход на конфликты в коллективе с их последующей ликвидацией.
Индивидуально работать с ребенком. Здесь уже речь идет о конкретной ситуации (либо конкретном инциденте). Наряду со всеми должностными обязанностями педагога-психолога эта – главная, ради неё всё и затевалось, как говорится. Независимо от того, как часто приходится работать с конкретным ребенком.
Административные обязанности педагога-психолога
Работать с родителями. Здесь варианта два. Первый – общие собрания с родителями (профилактические либо обсуждение конкретной ситуации, касающейся класса или школы). Второй – частный случай взаимодействия с одной семьёй. Нередко проводится в паре с социальным педагогом.
Контролировать успеваемость. В этом процессе задействованы многие специалисты образовательного учреждения, но функция педагога-психолога здесь заключается в том, чтобы своевременно заметить резкий спад успехов по учебе: это может зависеть как от душевного состояния подопечного, так и от ситуации в семье.
Оценивать творческие достижения школьников. И, конечно, помогать в развитии творческих способностей.
Контролировать эффективность работы педагогического состава. Одна из важнейших обязанностей педагога-психолога, сопряженная с мониторингом успеваемости.
Выполнять бумажную работу. Годовые и промежуточные планы работ, результаты тестирований, отчеты, статистика – аналитика, журнал учета – мало не покажется. Плюс в том, что вся эта «волокита» помогает должным образом координировать собственные действия и ход рабочего процесса.
Вышеописанное – должностные обязанности педагога-психолога, выраженные простым языком, но озвученные де-юре. И далеко не все. А де-факто психолог должен быть внимательным, беспристрастным, участливым, бескомпромиссным, открытым, контролирующим каждую эмоцию – и всё это одновременно. Он должен быть человеком. И часто действовать не по регламенту, а по обстоятельствам.