Социальный педагог и психолог – это не одно и то же. Есть разница. Чем отличается социальный педагог от психолога? Узнаем!
В большинстве школ (да и в головах многих людей) понятия социального педагога и психолога слились в одну специальность.
Более того, часто обе должности совмещает один конкретный человек, которого по привычке зовут «Школьный психолог». И, тем не менее, отличаются социальный педагог и психолог как небо и земля, это абсолютно разные профессии, по сути даже не смежные.
Отличия социального педагога от психолога
Сравнивать профессии почти так же некорректно, как, например, профессию дирижера и инструктора по йоге. Однако раз путаница имеет место, мы все же сравним и попробуем разделить их.
Чем занимается социальный педагог?
Функций, возложенных на него, огромное количество. Все они заключаются в слове «социальный». Если говорить проще, социальный педагог помогает ребенку адаптироваться в обществе, контролирует сам процесс адаптации либо, если проблемы между ребенком и социумом себя уже проявили, ликвидировать их.
То есть речь идет о вполне реальных жизненных условиях и обстоятельствах, в которых растет школьник, вплоть до теплой обуви.
Чем занимается психолог?
Он тоже занимается проблемами (в том числе и социальными) ребенка, но разница в том, что психолог работает с душой, психикой ребенка, с его переживаниями, а не с его, например, жилищными условиями. Трудный возраст, асоциальные поступки, первое чувство – всё это к специалисту с профессией психолога.
Таким образом, чем отличается педагог от социального психолога становится совершенно очевидно. Но профессии взаимосвязаны. Несмотря на абсолютно разные функции и методы. От психолога социальный педагог часто узнает, что в семье ребенка не всё гладко. И наоборот – школьник из неблагополучной семьи направляется к психологу.
Обе миссии один человек выполнять не может (хотя, по факту, часто так и случается), слишком разная методология и принципы работы.
Чем еще отличается социальный педагог от психолога?
Чтобы лучше понять, чем отличаются социальный педагог и психолог, необходимо разобрать их деятельность пошагово.
Социальный педагог работает по нескольким направлениям, и все они нацелены на то, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта как бытового, так и в отношении общения с людьми (не только сверстниками).
Защита прав – ключевой момент. Приведем несколько примеров, которые помогают понять отличия социального педагога от психолога:
- Выявление возникших (или только появляющихся) трудностей. То есть в буквальном смысле необходимо вглядываться в ребенка. Насколько хорошо и опрятно одет, цела ли одежда, есть ли всё необходимое для учебы. Как учится и, главное, как посещает уроки. В каких взаимоотношениях с другими школьниками, с учителями. Любой «звоночек» может говорить о том, что в семье ребенка не всё ладно. К примеру, видя агрессивный макияж и смелую одежду на ученице средних классов, можно предположить, что это – самовыражение. А можно увидеть в этом протест и задаться вопросом, видят ли родители, в каком виде посещает школу их дочь.
- Способствование социализации. Деятельность, направленная именно на то, чтобы ребенок научился быть частью коллектива и взаимодействовать с другими людьми. Организация внеурочной деятельности, поездки, сотрудничество с Детскими центрами или Домами Детского Творчества – всё это забота социального педагога, которая нередко в школах перекладывается на плечи родительских комитетов.
- Защита прав ребенка. Если говорить простым языком, то это в буквальном смысле защита права быть сытым, тепло одетым; защита от обид одноклассников; защита права иметь всё необходимое для успешного получения знаний. Такая защита может быть в форме диалога, внушения, предупреждения; а может пойти в ход буква закона, вплоть до лишения родительских прав. Здесь и социально-правовая поддержка, и юридическая, и – человеческая, моральная. Одним словом, закон на стороне ребенка, а социальный педагог – на стороне закона.
В отличие от социального педагога, психолог выявляет, и, скажем так, «разгребает» последствия тех жизненных ситуаций, с которыми ребенку пришлось столкнуться, помогая ему понять и принять себя самого.
Опять же, ряд примеров деятельности школьного психолога:
- Обследование школьников на предмет выявления характерных особенностей их личности, наличия проблем, тревожности, негативных склонностей и многого другого. Это могут быть и регулярные групповые тестирования, и индивидуальные консультации. Именно чтобы не работать с ребенком по факту проблемы, необходима регулярная диагностика. Полученная информация обычно имеет отношение либо к задачам психолога, либо к обязанностям обоих специалистов сразу.
- Работа с семьями школьников. Это могут быть коллективные мероприятия, где психолог консультирует родителей по общей обстановке в коллективе и дает ряд наставлений (опять-таки, общих). Также психолог работает и индивидуально с семьей ребенка, который по тем или иным причинам попал в зону риска. Не обязательно асоциальное поведение – достаточной причиной для диалога может стать внезапная замкнутость, резкий скачок успеваемости, синяки, о которых ребенок молчит или внезапные перемены во внешнем виде.
- Участие в педагогических советах. В принятии любого рода решения на педсовете решающее слово за психологом. Например, ребенок прекрасно учится и претендует на обучение экстерном, через один класс. Учителя в данном случае в один голос будут твердить, что по их предмету ребенок выше всех похвал. И только школьный психолог сможет заметить то, что школьник просто морально не выдержит такой нагрузки.
- Индивидуальная работа. То есть работа с конкретным ребенком и конкретной ситуацией. Основная задача – помочь справиться с проблемой, разобравшись в себе.
Резюмируя, стоит отметить, что отличия социального педагога от психолога кардинальные. По сути, эти специалисты занимаются совершенно разными вещами. Работа психолога возможна без привлечения социального педагога, наоборот – не получится. Но обе направлены на одну и ту же цель: комфортное существование личности ребенка.