Интернет и технологии не вытеснили их из библиотек, но должностные обязанности педагога-библиотекаря в школе все-таки скорректировались. Что сегодня они должны делать? Давайте узнаем!
Профессия библиотекаря одна из самых древних: ее история насчитывает не одну тысячу лет.
За этот период не раз, подчиняясь требованиям эпохи, менялась ее специфика, а также выделялись, в ответ на запросы общества, более узкие специальности.
Обязанности педагога-библиотекаря
Не так давно, в июле 2011 года приказом Минзравсоцразвития России была утверждена новая должность – педагог-библиотекарь.
В сферу ответственности школьного библиотекаря последние десятилетия входила помимо прочего и педагогическая деятельность (в форме участия в информационном обеспечении образовательного процесса в школе).
Однако новая должность, на первое место в названии которой вынесено слово «педагог», свидетельствует о новом статусе, расширении круга должностных обязанностей педагога-библиотекаря, требований квалификации и, несомненно, о повышении престижа профессии.
Должностные обязанности педагога-библиотекаря в школе
Среди тех функций, которые должностная инструкция предписывает педагогам-библиотекарям к выполнению, немало напрямую связанных с педагогической деятельностью.
К таким относится, в первую очередь, непосредственное участие в реализации основной образовательной программы, а помимо этого – разработка и осуществление особой программы, направленной на получение учащимися дополнительного образования в области литературы, словесности и общей культуры.
Кроме того, в должностные обязанности педагога-библиотекаря в школе входит анализ достижений учащихся, выявлении их интересов и развитии профессиональных склонностей и творческих способностей, а также участие в совершенствовании образовательного процесса.
И наконец, свою деятельность педагогу-библиотекарю надлежит выполнять, руководствуясь педагогическими теориями и методиками, призванными обеспечить высокое качество образования в школе.
Непедагогические должностные обязанности педагога-библиотекаря
Обеспечение эффективного функционирования школьной библиотеки является другой стороной работы педагога-библиотекаря. Благодаря ему сотрудники образовательного учреждения и школьники имеют доступ к библиотечным и информационно-библиографическим ресурсам как по предметам учебной программы, так и из фонда дополнительной литературы.
В сферу должностных обязанностей педагога-библиотекаря в школе и библиотеках также входит и формирование этого фонда, учет и проведение периодических инвентаризаций, контроль за сохранностью бесценного наполнения библиотеки – составляющих ее изданий, научных и художественных, печатных и электронных, относящихся к различным областям знаний и выпущенных в разные годы.
Должностные требования к педагогу-библиотекарю
Обратив внимание на то, какие требования выдвигаются к квалификации педагога-библиотекаря, можно отметить, сколь важное место в его деятельности занимает педагогический аспект.
Помимо условных сокращений, применяемых в библиографии, содержания находящейся в школьном библиотечном фонде научно-популярной и художественной литературы, правил хранения и выдачи библиотечных изданий, составления каталогов, педагог-библиотекарь обязан знать основы возрастной физиологии, педагогики и психологии, а также особенности развития школьников в разном возрасте, их творческих способностей и интересов.
А кроме необходимости умения пользоваться современными информационными технологиями, полезными в библиотечном деле, в должностных обязанностях педагога-библиотекаря в школе можно обнаружить и навык проведения индивидуальных бесед с учащимися.
К тому же, для работы на этой должности обязательно требуется высшее образование (библиотечное или по профессии педагога), в отличие от позиции библиотекаря, для которой достаточно наличие диплома о среднем специальном образовании.
Должностные обязанности педагога-библиотекаря по преподаванию
В должностные обязанности работников школьной библиотеки непосредственно не включено осуществление педагогической работы. Однако они имеют право вести занятия как по предметам, предусмотренных учебным планом, так и в кружках на тех же условиях, что и иные школьные работники. В таком случае педагогу-библиотекарю полагается дополнительное вознаграждение.
При этом, несмотря на то, что проведение уроков не входит в основную работу, эта деятельность не расценивается как совместительство, поэтому с разрешения директора школы может осуществляться в основное рабочее время.
Вообще же, должностные обязанности педагога-библиотекаря в школе достаточно сильно отличается от библиотекарской. Но важно то, что сегодня к его квалификации выдвигаются более высокие требования, круг его должностных обязанностей шире, однако его работа, бесспорно, имеет ряд преимуществ, среди которых и возможность получать дополнительный доход, не увеличивая количества рабочих часов.