Для продавца-консультанта, так же как для любой другой профессии, очень важна квалификация. Продавцам это тоже очень нужно. Ошибочно думать, что квалификация продавца-консультанта – вещь десятая, что продавцом может быть любой человек «с улицы».
Точнее, продавцом-то он может устроиться, а вот стать успешным продавцом у него не получится, без работы над своей квалификацией.
Квалификация продавца-консультанта для карьеры
Несмотря на то, что устроиться продавцом можно без всякого образования, успеха в этой профессии достигают только те, кто не рассматривает ее как временную гавань, а стремится усовершенствовать свои подходы и углубить знания. Для лучшей мотивации сотрудников многие работодатели проводят внутреннее разграничение продавцов на уровни. Чем выше уровень, тем выше квалификация продавца, а значит, выше заработная плата. Чтобы достичь прогресса нужно над этим поработать.
До сих пор, многие представляют себе работу продавца-консультанта очень примитивно – выписал чек, отдал товар. Ну, может быть, потратил 5 минут на ознакомление покупателя с характеристиками товара. На самом деле обязанности продавца гораздо шире и не ограничиваются проведением обмена денег на товар. Квалификация продавца консультанта имеет большое значение для магазина.
Продавец предлагает и демонстрирует товар покупателям, помогает в выборе, проверяет чек, выдает покупку. Также он производит консультирование покупателя, рассказывает о поставщике, составе, цене, характеристиках, свойствах, качестве товара, о правилах ухода за ним. Без нужной квалификации продавцу работать будет невозможно.
Более того, продавец должен предлагать новинки, товары со сходными свойствами для замены, сопутствующие товары. Он подсчитывает стоимость покупки, выписывает товарный чек, оформляет гарантийный талон. Упаковывает товар, выдает покупку. Контролирует наличие запаса товара. Производит подготовку товара к продаже, проверяет ценники, количество, состояние упаковки и маркировку товара, распаковывает коробки, поправляет мелкие недочеты товара. Готовит рабочее место – проверяет исправность торгового оборудования, инвентаря, устанавливает весы, размещает товары по стеллажам. Готовит упаковочный материал, убирает тару, поддерживает чистоту и порядок в зале и в подсобных помещениях, контролирует состояние витрин. Готовит товар к инвентаризации, работает на кассовых аппаратах, сверяет сумму выручки с показаниями кассовых счетчиков, сдает выручку. Вот сколько обязанностей у продавца. И это только основной набор.
Курсы повышения квалификации продавцов
Чтобы квалификация продавца-консультанта повышалась, он должен не только уметь выполнять эти, достаточно механические, обязанности, но и знать многое, так как в короткую фразу «консультирование покупателя» входит очень большой и многогранный пласт знаний и навыков. Пополнить свой багаж знаний помогут курсы повышения квалификации продавцов. Курсы продавца и тренинги – это то, чем хорошие специалисты никогда не пренебрегают.
Продавец высшей квалификации должен знать: основные принципы организации торгового пространства; основные постулаты мерчендайзинга; какие существуют виды рекламы и как организовать рекламную деятельность; как организовать продажи; как оценить эффективность выкладки товаров; модные способы оформления витрин; как проводится инвентаризация; порядок приема товара; все виды брака; правила обмена товара; какие сроки гарантии у представленного ассортимента; нормативные правовые акты, регламентирующие качество товара, его упаковку; уметь изучать спрос и организовывать работу по его формированию, знать методы стимулирования продаж; уметь оформлять товарные отчеты и различные акты; знать устройство и особенности эксплуатации используемого торгового оборудования; штрихкоды; правила продажи по наличному и безналичному расчету; знать и соблюдать этику делового общения; знать основы социологии и психологии; закон «О защите прав потребителей»; трудовой кодекс РФ; санитарные правила и нормы; требования охраны труда и пожарной безопасности.
Как видите, список необходимых умений обширен. Можно, конечно, совершенствовать квалификацию продавца-консультанта в процессе работы, и нужно, но на это могут уйти годы. Более простой способ - курсы повышения квалификации продавцов.
В заключение нужно сказать еще вот о чем. Квалификация продавца, зачастую, определяется прежде всего объемом продаж. И хорошие квалифицированные продавцы, в дополнение ко всему, имеют еще одну составляющую успеха. В сознании людей есть масса точек, воздействуя на которые, можно смотивировать людей на спонтанную покупку. Именно умение воздействовать отличает квалификацию продавца. Но, тем не менее, продавец всегда должен предоставлять покупателю неискаженную и правдивую информацию о реальных свойствах услуги или товара. Это залог того, что покупатель вернется в этот магазин к этому продавцу, а не придет жаловаться и сдавать товар. Такая высокая квалификация продавца-консультанта очень ценится работодателями.